В Обнинском городском музее с 4 по 25 декабря работала выставка «Вот такая простая пуговица», где были представлены экспонаты, рассказывающие об истории пуговицы, начиная с XII и до конца XX века. Это немые свидетели важнейших событий далёкого прошлого нашего Отечества.
Не значительная на первый взгляд такая деталь одежды как пуговица может рассказать о многом. Первые застежки, напоминавшие пуговицы, появились примерно в III тысячелетии до нашей эры. Кто именно и когда изобрел пуговицу – неизвестно; одни ученые склоняются к тому, что это были греки или римляне, другие, что пуговицы пришли из Азии. На Руси пуговица стала известна с IV века. Сегодня вряд ли кто помнит, что в прошлом пуговица была призвана отпугивать враждебные человеку силы. На воротнике рубах и рукавах их пришивали без петли, как пуговицы-обереги. Изготавливались они в форме бубенчика с камешком внутри, издававшим тихий мелодичный звук отгонявший злых духов. Пуговицы-бубенчики, пуговицы-гирьки XII – XVIII веков можно видеть в витрине. Именно от поверья, что пуговицы обладают свойством отгонять злых духов, они и получили свое название «пуговица, пуговка - пугать, пугало».
На выставке представлена возможность проследить роль пуговицы в одежде, которая со временем переходит из прикладной магической функции к эстетической и утилитарной. Но пуговицу можно использовать и как материал для изготовления милых поделок. На открытие выставки были приглашены учащиеся 4-х классов 11 средней школы, многие из них являлись участниками, предоставившими на выставку свои поделки.
У многих дома, в шкатулках хранятся различные пуговицы, приобретенные в магазине, срезанные со старых детских платьиц и пальто. Если на них посмотреть и включить воображение, то из пуговиц можно сделать симпатичные поделки. Учащиеся четвертых классов сделали замечательные, милые, яркие поделки из пуговиц: это и композиция «Алиса в стране чудес», и «Бабочка» - Вероники Трофимовой, «Ваза с цветами» - Ани Суменковой , яркая «Ваза с фруктами» - Кати Сидоренковой, «Дача» - Насти Гаплевской, «Мальчик с мороженным» - Максима Фокина , «Дама в бальном платье» Кристины Жуковской.
Представлены поделки из пуговиц мастеров, таких как Вера Григорьевна Голубева маститый коллекционер старинных предметов народного быта, в том числе и пуговиц. Ею создан великолепный женский костюм и шейное украшение с использованием пуговиц. Различные поделки из пуговиц: бусы, браслеты, шейные украшения - ожерелки и многое другое. Используя технику декупаж, Марина Александровна Горбунова, выставила панно «Дерево», шкатулки, вазы.
Ребята узнали, что в XIII-XIV веке на верхней одежде для скрепления двух частей предшественником пуговиц модны были шнурки из кожи. А с развитием экономики и культуры к концу 15 века поменялась одежда. Теперь она состояла из нескольких кусков, кроилась и сшивалась. Для соединения отдельных частей стали использовать пуговицу, которая приняла обычный для нас вид, предмет с дырочками для пришивания. Кроме утилитарного значения пуговица стала признаком роскоши и богатства, своеобразной «визитной карточкой» владельца. Пуговицы изготавливались из серебра с золочением или драгоценных металлов. Иногда пуговицы стоили дороже самой шубы. В одной из былин сказитель пел: «Надевала она шубку соболиную, ценою три тысячи, а пуговки на ней в семь тысяч».
Узнали ,что пуговицы в петровское время стали исполнять роль не только застежки, но и являлись декоративным украшением на форменной одежде. Указом Петра I «на обшлага солдатского мундира, с внешней стороны не без тайного умысла предписывалось пришивать оловянные пуговицы. Они украшали форму, но в тоже время мешали солдатам вытирать нос и рот рукавом после еды, чем сохраняли сукно чистым».
Император Николай I ввел в обиход пуговицы и для мундиров чиновников различных министерств. Так в 1810 году установлены мундиры и пуговицы для чинов Министерства юстиции, инженеров путей сообщения. Мундиры чиновников благотворительных учреждений, Петербургского воспитательного дома украшали золоченые пуговицы с Пеликаном, кормящим троих птенцов. (По легенде, эта птица являет собой образец самоотверженной любви к детям: разрывая клювом собственную грудь, она кормит голодный выводок своей кровью). Пеликан стал символом Петербургского воспитательного дома и символом Педагогического университета.
Интересно, что вплоть до XIX века пуговица была привилегией мужчин. Во второй половине XIX века пуговицы стали доступны всем. Появились они и в женской одежде, когда в моду вошли блузки, жакеты, пальто и без пуговиц обойтись стало невозможно. Пуговиц стало большое разнообразие: с помощью специальной глазури художники расписывали пуговицы яркими картинами: эмалевые цветы, пейзажи. Нередко встречались пуговицы из слоновой кости, перламутра или черепахового панциря с гравировкой. Все это можно увидеть на выставке. Более нарядными считались пуговицы, обтянутые тканью, из которой сшита блузка или платье. Но подлинной революцией в истории промышленного производства пуговиц в 1930-е годы стало применение пластмасс. В повседневный быт вошли дешевые штампованные пластмассовые пуговицы. Для современного человека пуговица, несмотря на обилие кнопок, молний и липучек продолжает играть важную роль – соединять между собой части одежды и украшать ее.
Комментариев нет:
Отправить комментарий